
«Чудный, великий гений»
245 лет со дня рождения немецкого писателя-романтика, художника и композитора Эрнста Теодора Амадея Гофмана
Эрнст Теодор Амадей Гофман (настоящее имя – Вильгельм, имя Амадей было взято в честь В. А. Моцарта) родился в 1776 году в Кёнигсберге (ныне Калининград), в семье чиновника.
Окончил юридический факультет университета с отличием. Служил в государственных судах Берлина, а также в Познани, Плоцке и Варшаве (в те годы эти польские города входили в состав Прусского королевства).
В свободное от работы время Гофман сочинял музыку.
В конце 1806 года в Варшаву вступили войска Наполеона, прусская администрация была распущена, Гофману пришлось искать другую работу. Он обращается к музыке. В 1808 году переезжает в Бамберг, служит капельмейстером в театре. Также для дополнительного заработка становится преподавателем по вокалу.
Решает заняться литературой из-за... сильной неразделённой любви к своей юной ученице – Юлии Марк.
Первая книга Гофмана – четырёхтомник «Фантазии в манере Калло» (1814—1815) – большой сборник Гофмана, где собраны произведения о музыке и музыкантах – новеллы «Кавалер Глюк», «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера», «Дон Жуан».
Одним из самых известных, «сквозных» героев Гофмана становится гениальный композитор и ироничный чудак Иоганнес Крейслер. Крейслер – «личная маска» писателя. Он так же музыкально одарён и так же житейски неустроен, а ещё так же, как и его автор, не готов принять заведённый жизненный порядок. Ему помогают сатира и тонкий юмор. Гофман «передаёт» Крейслеру и свою трагическую любовь к Юлии Марк.
В начале XIX века немецкий романтизм в литературе уже подходит к концу, ему на смену приходит стиль «бидермейер» (нем. – обыватель), воспевающий простую жизнь в скромном достатке и тихих радостях в семейном кругу.
В своём творчестве Гофману удалось соединить бидермейер и романтизм с его высокими мечтами, сказочным, утопическим царством духа. Гофман пишет новеллы-сказки и сказочные повести. В его прозе много юмора и иронии, самого разного свойства. Есть и обличительная сатира, злая и едкая, а также на страницах произведений Гофмана много комического.
Первая новелла-сказка – «Золотой горшок» – была написана в 1814 году. Мир вымысла и мир реальности отделены друг от друга тонкой, едва заметной гранью. Фантастический мир снова и снова вторгается в реальную действительность. Сказочные мотивы переплетаются с житейскими трудностями и сложным выбором в реальности. Всё закончится хорошо, но и в этом скрыта авторская ирония: Гофман сам не до конца уверен в идеалах своих героев.
После окончательного разгрома Наполеона, в 1816 г. Гофман получил в Берлине место советника юстиции, что решило финансовые проблемы и позволило заниматься литературой.
Писателя всё больше влечёт сфера таинственного, запредельного. В 1816 году был написан роман «Эликсиры дьявола». Это роман ужасов, написанный в традиции английского готического романа. Впервые у Гофмана звучит тема двойника, раздвоения личности героя. В результате загадочных превращений теряется чувство реальности, личность переживает сильные потрясения. Безотчётный страх порождает болезненный бред и галлюцинации.
О двойниках и двоемирии Гофман напишет ещё не раз.
Также в творчестве Гофмана выделяют новеллы ужасов «Песочный человек» и «Майорат». Писатель исследует корни страшного, ужасного, аномального.
А ещё автор использует сказочные мотивы и символику. Пародирует сюжеты, которые были популярны в XVIII веке – восточные сказки, истории о феях, полные вымысла и чудес.
Гофман понимал, что массовый читатель хочет праздника. Поэтому он пишет истории, связанные с праздниками – события «Щелкунчика» и «Повелителя блох» разворачиваются в Рождество, повесть «Принцесса Брамбилла» напоминает о карнавале в Риме.
Мотив кукол, оживающих механизмов, исполняющих роль живых существ (копий реальных людей), очень важен для писателя. Речь об этом идёт не только во всем известном «Щелкунчике», но и в «Песочном человеке».
В августе 1813 года, будучи в Дрездене, Гофман наблюдал из окна за отступлением французских войск, а вслед за этим видел вступление в город частей русской армии. Позже эти впечатления будут использованы в описании сражения Щелкунчика и Мышиного короля. Специалисты по военному делу утверждают, что Гофман описал всё так, будто был профессиональным военным.
В повести 1822 года «Повелитель блох» на место оловянных солдатиков и кукол приходят насекомые – микроскопические подданные Мастера-блохи. Гофман акцентирует внимание на том, что наука своими достижениями претендует на господство и власть над миром природы.
В сборнике «Серапионовы братья» в четырёх томах (1819-1821) собраны увлекательные и забавные новеллы из истории Европы и добрые сказки.
Одна из новелл, вошедших в сборник, «Мадемуазель Скюдери», стала одним из первых детективных произведений в мировой литературе и положила начало жанру немецкого детектива. В ней французская писательница в XVII веке расследует серию убийств в Париже.
Известная повесть Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» – история о том, как благодаря чарам доброй феи уродливый карлик Цахес предстаёт в глазах людей красивым и талантливым молодым человеком. Ему приписывают чужие достоинства, чужие стихи. Он получает высокую должность и женится на прекрасной Кандиде, в которую влюблён Бальтазар, настоящий автор стихов. Бальтазару удаётся вывести Цахеса на чистую воду, лишив того чар феи.
Неоконченный роман Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» (1818 – 1822) построен по образцу плутовского романа. Жизнеописание-автобиография кота – это возможность показать мир человека в пародийном ключе. Здесь вновь появляется Иоганн Крейслер. Его биография тоже нашла своё место в рукописи кота.
С 20-х годов XIX века и на протяжении целого столетия во многих европейских странах и в России произведения Гофмана были даже более популярны, чем в Германии. Многие русские писатели использовали мотивы Гофмана в своих произведениях (например, Н. В. Гоголь и М. А. Булгаков). Также известно, что Гофман повлиял на творчество американских писателей Э. А. По и Г. Ф. Лавкрафта.
В творчестве Гофмана в целом прослеживается две фантастические линии. Одни его фантазии – поэтичные, радостные, сказочные, с фольклорными мотивами; другие – мрачные, пугающие, связанные с душевным нездоровьем человека.
Главная тема творчества – взаимоотношения искусства и обыденной жизни.
«Высшая жизнь раскрывается только в борении разнообразных ощущений, враждебных чувствований!» – утверждал Э. Т. А. Гофман.
А вот как он разделил всех людей, живущих на земле: «Как высший судия, – писал Гофман, – я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит только из хороших людей, которые при этом либо плохие музыканты, либо не музыканты вовсе, другая же состоит из истинных музыкантов (...) Но никто из них не будет проклят, наоборот, всех ожидает блаженство, только на различный лад».

